В РГБ прошла лекция «Художественное оформление обложек и титульных листов нотных изданий»
Отдел нотных изданий и звукозаписей провёл 26 января первую лекцию нового сезона цикла
Фрагмент обложки: The Musical Bijou, an Album of Music and Poetry for MDCCCXLVI. London, [1846]
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Тема оформления нотных обложек и титульных листов чрезвычайно интересная, но малоизученная. В отечественном музыкознании и музыкальном библиотековедении число исследований, посвящённых внешнему оформлению нот и таким важным его элементам, как титульный лист и обложка, практически нет.
К описанию иллюстраций (в широком плане) в нотах частично обращались отдельные исследователи истории музыки, историки нотоиздательского дела. Это можно увидеть в трудах Бориса Петровича Юргенсона, Бориса Львовича Вольмана и других. Частично вопросы оформления обложек поднимались в монографических работах, где музыковеды нередко демонстрировали титульные листы прижизненных изданий того или иного композитора.
В статье доктора искусствоведения, профессора Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Ольги Владимировны Лосевой «Титульный лист как компонент художественного целого» приводится много ценных сведений по этой теме.
На примере нотных изданий из фонда Российской государственной библиотеки было продемонстрировано развитие от простой, практически без информации, титульной страницы до богато иллюстрированных и насыщенных библиографическими сведениями обложек.
В качестве примера был рассмотрен титульный антологии скрипичной музыки XVIII века — L’Art du Violon ou Collection choisie dans les Sonates des Ecoles Itallienne; Françoise et Allemande (Искусство скрипки или Собрание избранных сонат трёх школ: итальянской, французской и немецкой. Париж, [1798]) известного французского композитора, скрипача и педагога Жана Батиста Картье
В центре страницы расположен текст, окружённый серией рисунков музыкальных инструментов и медальонов с изображением знаменитых в то время
На лекции был сделан акцент на разнообразии образов, сюжетов, тем и т. п. в нотах, позволивших представить обложки и титульные листы по определённым рубрикам. Самые выделяемые: портрет; пейзаж; бытовой сюжет и блок сюжетов на библейские, исторические, мифологические, аллегорические темы; анималистические сюжеты; музыкальные инструменты; реклама в нотах; необычные обложки (с нотными инципитами,
Особое внимание было обращено на круг художников, которые принимали участие в оформлении титульных листов. Среди имён: Рудольф Адамек
Не менее интересными для участников стали образцы изданий, где на обложках и титульных листах размещались разные музыкальные инструменты — клавесин, орган, флейта, мандолина, лютня, гобой, гитара и т. д. Во многих случаях изображённые инструменты раскрывали музыкальный быт того или иного времени или страны.
Слушателям лекции были представлены ноты, демонстрировавшие образцы рекламы. Эта особая оригинальная область художественного творчества проявила себя в плакате. Но главные эстетические принципы стиля плаката — демократичность и адресованность массовому зрителю — широко отразились и в нотах. На лекции можно было увидеть издания, чьи красочно оформленные титульные листы и обложки рекламировали товары Товарищества Брокар и Ко — мыло, духи; на других образцах — вина, шоколад.
В заключение участники лекции познакомились с изданием The Musical Bijou, an Album of Music and Poetry for MDCCCXLVI (London, [1846]) (Музыкальные сокровища. Альбом. Лондон, 1846). Его обложка и титульный лист были выполнены по подобию оформления экземпляра стихотворения Гийома де Лорриса «Романа о розе». Предполагается, что обложка была нарисована Мартином Шоном, немецким гравёром, который родился около 1420 года. В предисловии редактор издания обращает внимание на прекрасные иллюстрации этого тома, подчеркивая, что все краски выполнены маслом, поэтому они не подвержены повреждениям от сырости.
Участники лекции проявили огромный интерес к демонстрируемому материалу, было задано немало вопросов, прозвучали пожелания по проведению следующих лекций.